ЭВАК
Автоматизированная система экстренного вызова при авариях и катастрофах
RFID
Автоматизированная система радиочастотной идентификации для производственных потребностей Национальных компаний, государственных и частных предприятий
Саипс
Автоматизированная система радиочастотной идентификации подвижного состава
САИПС
Система автоматической радиочастотной идентификации подвижного состава «САИПС»
Техническая идея создания казахстанской системы идентификации подвижного состава для нужд Национального железнодорожного перевозчика – АО НК «Казакстан Темир Жолы» возникла и специалистов ТОО «Элеко» еще в 1993 году, поскольку географическое положение Республики Казахстан в самом центре крупнейшего на планете континента дает стране исключительный шанс стать главной транспортной артерией между экономически развитыми странами Европы и развивающимися Китаем, Индией, странами Центральной и Юго-Восточной Азии. Грузопоток в этом направлении огромен и основная его часть приходится на долю железнодорожного транспорта.
Насущной проблемой при этом является модернизация систем управления перевозками. Применяемые вплоть до настоящего времени на железной дороге методы контроля и учета подвижного состава не позволяют эффективно использовать приемы современной логистики при организации перевозок и становятся препятствием на пути увеличения пропускной способности магистралей, в то время как вагонный парк Казахстана непрерывно растет и на сегодняшний день составляет более 90 000 единиц.
Система идентификации вагонов «Пальма», разработанная и внедряемая в настоящее время в Российской Федерации по ряду показателей уступает казахстанской системе «САИПС». Например, бортовые кодовые датчики «Пальмы» могут перекодироваться только 10 раз, а бортовые датчики ДКБ-2 системы «САИПС» - 10тыс. раз. Кроме того, считывающее оборудование «САИПС» реализовано на более современной элементной базе. Достоверность считывания и доставки информации составляет более 99%.
Главное достоинство системы «САИПС» в том, что в любой момент можно отследить движение локомотива или грузового вагона, оборудованного специальным
датчиком. Особенно актуально это будет при увеличении грузовых перевозок,
что сегодня является приоритетным направлением в развитии и модернизации
инфраструктуры железных дорог Казахстана.
Считывание информации происходит при скорости движения локомотива до 140км/ч. Благодаря достоверности оперативной информации «САИПС» позволяет улучшить продвижение вагонопотоков, сократить потребность в вагонах для перевозки, перейти на организацию их ремонта по фактическому пробегу, существенно уменьшить численность персонала, выполняющего операции, связанные с получением и обработкой информации. Кроме того, появляется возможность отказаться от нынешних перевозочных документов и перейти на безбумажную систему управления.
Система «САИПС», совместимая по информационной структуре с российской системой «Пальма», служит основой для комплексного внедрения современных информационных технологий на железнодорожном транспорте Казахстана. Эта система позволяет повысить эффективность использования АСУЖТ.
В рамках дальнейшего совершенствования оборудования «САИПС» может быть разработана принципиально новая автоматизированная система управления перевозочным процессом (АСУПП) с применением современных программно-технических комплексов и телекоммуникационного оборудования, которая обеспечит информационное взаимодействие с другими технологическими информационными комплексами.
Опытный образец базового элемента системы защищен двумя международными Евразийскими патентами, действие которых распространяется, в частности, на Россию и Белоруссию, запатентован и сертифицирован в Республике Казахстан, а 16 опытных комплектов оборудования «САИПС» были установлены на опытном полигоне из четырех железнодорожных станций – Сороковая, Пресногорьковская, ОП-116 (Экибастуз) и Кокчетав еще в 2005г. и прошли успешные испытания.
Внедрение системы «САИПС» позволит:
- Автоматизировать решение задач обеспечения погрузочными ресурсами
- Сократить потребный вагонный парк до 30%
- Сократить персонал, занятый сбором, обработкой информации и финансовыми расчетами – до 5 раз
- Позволяет перейти на систему ремонта вагонов по фактическому пробегу, что сокращает ремонтные затраты на 15%
- Сократить порожний пробег вагонов – до 30%
- Исключить потерю вагонов.
Все вышеизложенное вкупе позволит добиться значительного экономического эффекта. При затратах на внедрение 25,5млн. долларов США экономия может составить более 250млн. долларов США.
Объединение технических возможностей системы «САИПС» с автоматизированной беспроводной системой контроля транспорта и технологических процессов «АСКАТ», разработанной ТОО «Zerecon», позволит существенно повысить достоверность считывания информации с кодовых бортовых датчиков увеличить точность передачи контролируемых параметров подвижного состава на концентратор информации.
В законе «О Государственной поддержке инновационной деятельности» №135 от 23.03.2006г. с изменениями и дополнениями №146-IV ЗРК от 30.03.2009г., одними из основных направлений являются: повышение общей инновационной активности в стране, в том числе содействие развитию высокотехнологичных и наукоемких производств и продвижение отечественных инноваций на внешние рынки.
Инновационная система «САИПС», разработанная казахстанским ТОО «Элеко», и по ряду параметров значительно превосходящая российские и другие аналоги, предлагаемые зарубежными производителями, является основой для технического совершенствования систем автоматизации перевозочного процесса АО НК «Казакстан Темир Жолы»
Схема функционирования системы «САИПС»
Основные функциональные элементы системы «САИПС»
Датчик ДКБ-2
- Устанавливается на вагонах, имеет память 128 бит для работы в стандарте ISO 10374 и дополнительную память 4 килобайт для электронного паспорта вагона.
- Функционирует при температуре - 50°С до + 70°С, дождях, обледенении до 1 мм. и грязи до 3 мм.
Аппаратура считывания АС – 2004
- Устанавливается в шкафу ШКП-С;
- Диапазон частот-860..870 МГц;
- Мощность сигнала-2 Вт;
- Канал связи RS-232;
- Два входных канала общего назначения;
- Передача информации по радиоканалу, телефонному или волоконно-оптическому кабелю;
- Рабочая температура от - 50°С до + 70°С.
Термостат модема ВОЛС
- В термостате устанавливается модем волоконно-оптической связи для подключения одного считывателя АС 2004 или CAN-мультиплексор для подключения до 127 считывателей.
- Функционирует при температуре от минус 40°С до плюс 75°С.
Антенна
- Антенна AD-867-13-04-PRW
- Диаграмма направленности 20 градусов.
- Вандалозащищенное исполнение;
- Диапазон частот-860..870 МГц;
- Рабочая температура от - 50°С до + 75°С.
Электронная педаль
- Устанавливаются 2 электронные педали.
- Определение момента появления датчика в зоне излучения антенны.
- Счет осей вагонов для контроля целостности состава.
- Рабочая температура от минус 50°С до плюс 75°С.
Пункт считывания (ПСЧ)
- Шкаф ПСЧ устанавливается вблизи ж/д полотна после входного светофора перед первой стрелкой.
- Предназначен для размещения оборудования САИПС и системы гарантированного электроснабжения по 1-й категории.
Внутренняя структура ПСЧ
ПСЧ устанавливаются с обеих сторон путей
Подстанции комплектные трансформаторные СТП-2/35, СТП-1.25/10
- Обеспечивают гарантированное электроснабжение ПСЧ ~ 220В от тяговой электросети 25 кВ и сети 10 кВ питания аппаратуры сигнализации и автоблокировки.