Vinaora Nivo Slider
Автоматизированная система контроля транспорта

Бортовые Терминалы

Автоматизированная система контроля автотранспорта

ЭВАК

Автоматизированная система экстренного вызова при авариях и катастрофах

RFID

Автоматизированная система радиочастотной идентификации для производственных потребностей Национальных компаний, государственных и частных предприятий

Саипс

Автоматизированная система радиочастотной идентификации подвижного состава

Логин: demo
Пароль: 1234

Документация

Все без исключения предприятия и организации в Республике Казахстан, независимо от их форм собственности, эксплуатирующие автомобильный транспорт, обязаны соблюдать:

Требования Законов Республики Казахстан

От 17 апреля 2014 года №194-V «О дорожном движении» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.07.2017г.)

От 04 июля 2003 года №476-II «Об автомобильном транспорте» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.07.2013г.)

Требования Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011, действующие на территории Республики Казахстан с 01 января 2017 года

Требования к сертификации на безопасность конструкции транспортного средства при оборудовании устройствами вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС)

Требования Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к дополнительному оборудованию транспортных средств, предназначенных для перевозки людей и опасных грузов (введены в действие с 01 января 2017 года)

Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года №349 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 3 июля 2015 года за №11550) «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом»

Правила ЕЭК ООН №105-04 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, в отношении их конструктивных особенностей»

 

 

ВНИМАНИЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПЕРЕВОЗКУ ПАССАЖИРОВ И ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

 

Оборудование автомобилей, предназначенных для перевозки людей и опасных грузов устройствами вызова экстренных оперативных служб системы ЭВАК®, в соответствии с Законами РК является обязательным на основании ст.ст. 25, 37 Закона Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте» и ст.34 Закона Республики Казахстан «О дорожном движении».

Действие указанных статей Законов РК распространяется как на вводимые в обращение, так и на уже находящиеся в эксплуатации транспортные средства.

Технические характеристики устройств вызова экстренных оперативных служб определены п.118 Приложения №10 к ТР ТС 018/2011 и, в основном, описывают конструкцию устройства, параметры и методы передачи данных о произошедшей аварии с возможностью голосовой связи потерпевших с оператором службы 112, используя также тревожную кнопку в ручном режиме (см. раздел «ЭВАК» настоящего сайта).

В ст.ст. 22, 37 Закона РК «Об автомобильном транспорте» указано, что транспортные средства, предназначенные для перевозки людей и опасных грузов должны быть оборудованы устройствами непрерывной передачи данных в режиме реального времени о скорости, соблюдении маршрута движения.

Такими устройствами в соответствии с ТР ТС 018/2011 является аппаратура спутниковой навигации и мониторинга транспорта.

Технические характеристики указанной аппаратуры определены п.117 Приложения №10 к ТР ТС 018/2011, где описаны конструкция устройства, параметры и методы передачи данных о скоростном режиме, маршруте движения в реальном времени, прочих параметрах движения транспортного средства с возможностью голосовой связи водителя с диспетчером автопредприятия.

 

В соответствии с Приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года №349 утверждены следующие Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом

 

Статья 324. Автобусы и микроавтобусы, используемые при автомобильных перевозках пассажиров и багажа, должны соответствовать требованиям национальных стандартов, при этом:

3) автобусы и микроавтобусы, используемые на маршрутах регулярных междугородных межобластных, международных и городских (в городе республиканского значения и столице, а также в областных центрах) автомобильных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются устройствами непрерывной передачи данных по каналам связи в режиме реального времени при осуществлении перевозок.

Статья 9 Закона Республики Казахстан от 4 июля 2003 года №476-II «Об автомобильном транспорте»

Требования по оборудованию автотранспортных средств тахографами

1. Оборудованию тахографами подлежат автобусы, грузовые, в том числе специализированные, автомобили, используемые при осуществлении:

1) автомобильных перевозок опасных грузов;

2) международных автомобильных перевозок пассажиров, багажа и грузов;

3) междугородных межобластных регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа;

4) междугородных межобластных, межрайонных (междугородных внутриобластных) нерегулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа.

2. Установку и обслуживание тахографов осуществляют сервисные центры (мастерские).

3. Использование тахографов, в том числе электронных (цифровых), и электронных карточек к электронным (цифровым) тахографам осуществляется в соответствии с правилами организации труда и отдыха водителей, а также применения тахографов, которыми устанавливаются:

1) требования к режиму труда и отдыха водителей и его регистрации;

2) требования по установке и эксплуатации тахографов;

3) требования к сервисным центрам (мастерским), осуществляющим установку и обслуживание тахографов;

4) порядок ведения реестра физических и юридических лиц, подавших уведомление о начале осуществления деятельности по установке и обслуживанию тахографов;

5) порядок сертификации, изготовления и выдачи электронных карточек к электронным (цифровым) тахографам;

6) порядок функционирования национальной базы данных по электронным (цифровым) тахографам.

4. Не допускается эксплуатация автобусов, грузовых, в том числе специализированных, автомобилей при осуществлении перевозок, указанных в пункте 1 настоящей статьи:

1) без контрольных устройств регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографов);

2) с выключенным исправным тахографом;

3) с незаполненными диаграммными дисками;

4) с применением ранее использованных диаграммных дисков;

5) без использования электронных карточек в случае применения электронных (цифровых) тахографов;

6) без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха водителей (в случае неисправности контрольного устройства).

5. Физические или юридические лица перед началом осуществления деятельности по установке и обслуживанию тахографов обязаны направить уведомление установленной формы в местные исполнительные органы в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».

6. Физические или юридические лица перед началом осуществления деятельности по изготовлению и выдаче электронных карточек к электронным (цифровым) тахографам обязаны направить уведомление установленной формы в уполномоченный орган в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».

 

В соответствии с Приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года №349 утверждены следующие Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом

 

Статья 332. Оборудованию тахографами подлежат автобусы, используемые при осуществлении:

1) международных автомобильных перевозок пассажиров и багажа.

2) междугородных межобластных регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа.

3) междугородных межобластных, межрайонных (междугородных внутриобластных) нерегулярных автомобильных перевозок пассажиров  и багажа.

 

ВНИМАНИЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ТОЛЬКО ПЕРЕВОЗКУ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

 

Изображения знаков опасности, обязательно размещаемых на транспортном средстве

                                                                             

     

1 класс опасности

2 класс опасности 3 класс опасности
Взрывчатые вещества 
и изделия
Газы Легковоспламеняющиеся жидкости

 

                                                                             

4 класс опасности

5 класс опасности 6 класс опасности
Легковоспламеняющиеся вещества и материалы Окисляющие вещества и органические пероксиды Ядовитые и инфекционные вещества

 

                                                                             

7 класс опасности

8 класс опасности 9 класс опасности
Радиоактивные материалы Коррозионные вещества Прочие опасные вещества и изделия
 

 

Согласно п.2 Приложения №1 к ТР ТС 018/2011 «Компоненты транспортных средств» транспортное средство должно быть оборудовано защитной аппаратурой цепей электроснабжения.

Дополнительными требованиями к специализированным и специальным транспортным средствам (Приложение №6 ТР ТС 018/2011) в п.2.5.1 указано: «Конструкция транспортных средств для перевозки опасных грузов должна соответствовать Правилам ЕЭК ООН №105-04 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, в отношении их конструктивных особенностей». Эти предписания в п.5.1.1.3 содержат требования к выключателям аккумуляторных батарей.

Дополнительными требованиями к транспортным средствам, предназначенным для перевозки опасных грузов, изложенными в п.20 Приложения №8 к ТР ТС 018/2011 указано, что в качестве защитного оборудования должен быть использован выключатель для отсоединения аккумуляторной батареи от электрооборудования транспортного средства, при этом выключатель АКБ должен быть снабжен приводом прямого или дистанционного действия из кабины водителя и снаружи транспортного средства.

Указанные требования распространяются как на выпускаемые в обращение, так и находящиеся в эксплуатации транспортные средства.

Согласно требованию ДОПОГ, скорость движения транспортного средства, перевозящего опасные грузы, не должна превышать 90км/ч.

Автотранспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов, (транспортные  средства на жесткой  раме и тягачи для полуприцепов)  максимальной массой более 3,5 тонн должны быть оборудованы устройством ограничения скорости в соответствии с техническими требованиями Правил ЕЭК ООН №89. Это устройство должно быть отрегулировано таким образом, чтобы скорость не могла превышать 90км/ч с учетом технического допуска устройства (пункт 9.2.5 ДОПОГ). Устройство ограничения скорости - это отдельное устройство, основная функция которого заключается в регулировании подачи топлива в двигатель с целью ограничение скорости транспортного средства до заданной (п.2.6.1 Правил ЕЭК ООН №89). В связи с этим функция ограничения скорости, которая присутствует в каждом современном блоке управлениядвигателем, требования ДОПОГ не удовлетворяет.

Необходимо отметить, что устройство ограничения скорости, устанавливаемое на транспортное средство, должно, иметь Официальное утверждение типа в соответствии с Правилами ЕЭК ООН №89, что подтверждается специальным знаком, нанесенным на корпус устройства.

Также устройство ограничения скорости должно иметь сертификат соответствия Техническому регламенту ТР ТС 018/2011.

«Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, в отношении их конструктивных особенностей»

 

5.1.1.3 Главный переключатель аккумуляторных батарей

 

5.1.1.3.1 Переключатель, служащий для размыкания электрических цепей, должен быть расположен настолько близко к аккумуляторной батарее, насколько это практически возможно. Если используется однополюсный переключатель, то он должен находиться на питающем проводе, а не на заземляющем проводе.

 

5.1.1.3.2 В кабине водителя устанавливается орган управления для облегчения отключения и включения переключателя. Он должен быть легкодоступен для водителя и хорошо различим. Он должен быть защищен от случайного срабатывания посредством использования защитного кожуха, двойного выключателя либо иным соответствующим образом. Могут быть установлены дополнительные органы управления при условии, что они хорошо различимы и защищены от случайного срабатывания. Если орган(ы) управления приводится (приводятся) в действие электрически, то электрические цепи органа (органов) управления должны соответствовать требованиям пункта 5.1.1.5.

 

5.1.1.3.3 Переключатель должен иметь кожух со степенью защиты IP65 в соответствии со стандартом МЭК 529.

 

5.1.1.3.4 Контакты подсоединения кабелей к главному переключателю аккумуляторных батарей должны иметь степень защиты IP54. Однако этого не требуется, если указанные кабели находятся в кожухе, которым может служить ящик аккумуляторной батареи. В этом случае достаточно изолировать контакты с целью защиты от короткого замыкания, например с помощью резинового колпачка.

 

5.1.1.5 Цепи, постоянно находящиеся под напряжением

 

5.1.1.5.1 Части электрооборудования, включая питающие провода, которые остаются под напряжением при разомкнутых контактах главного переключателя аккумуляторных батарей, должны быть рассчитаны на использование в опасных зонах. Такое оборудование должно отвечать соответствующим требованиям стандарта МЭК 60 079 4/, части 0 и 14 и дополнительным применимым требованиям стандарта МЭК, части 1, 2, 5, 6, 7, 11, 15 или 18.

Для применения стандарта МЭК 60 079, часть 14, используется следующая классификация:

Электрооборудование, постоянно находящееся под напряжением, включая питающие провода, которые не подпадают под действие пунктов 5.1.1.3 и 5.1.1.4, должно отвечать требованиям для зоны 1 в отношении электрооборудования в целом либо требованиям для зоны 2 в отношении электрооборудования, расположенного в кабине водителя. Должны соблюдаться требования для группы взрывоопасности IIС, класс температуры Т6. Питающие провода оборудования, которое постоянно находится под напряжением, либо должны соответствовать положениям части 7 стандарта МЭК 60079 ("Повышенный уровень безопасности") и быть защищены плавким предохранителем или автоматическим выключателем, находящимся настолько близко к источнику энергии, насколько это практически возможно, либо при наличии "уже по своему характеру безопасного" оборудования должны быть защищены безопасной перегородкой, находящейся настолько близко к источнику энергии, насколько это практически возможно.

 

5.1.1.5.2 Обходные перемычки, соединяющиеся с главным переключателем аккумуляторной батареи электрооборудования, которое должно оставаться под напряжением при разомкнутых контактах главного переключателя аккумуляторных батарей, должны быть защищены от перегрева с помощью соответствующих средств, например плавкого предохранителя, прерывателя или защитного барьера (ограничителя тока).

 

5.1.1.6 Положения, относящиеся к части электрооборудования, расположенной позади кабины водителя Весь этот блок должен быть сконструирован, изготовлен и защищен таким образом, чтобы при нормальных условиях эксплуатации транспортных средств в нем не возникало ни воспламенения, ни короткого замыкания и чтобы в случае удара или деформации эта опасность сводилась к минимуму.

 

9.2.5 Устройство ограничения скорости

Автомобили (транспортные средства на жесткой раме и тягачи для полуприцепов) максимальной массой более 3,5 тонн должны быть оборудованы устройством ограничения скорости в соответствии с техническими требованиями Правил №89 ЕЭКс поправками. Это устройство должно быть отрегулировано так, чтобы скорость не могла превысить 90 км/ч, с учетом технического допуска устройства.

С 1 января 2017 года вступило в силу требование Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» об оборудовании автотранспорта средствами вызова экстренных оперативных служб.

Законом Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте» в гл. 3 ст. 22. указано, что перевозчик, осуществляющий автомобильные перевозки пассажиров и багажа, обязан оборудовать автотранспортные средства устройствами вызова экстренных оперативных служб, в ст. 37 - Автотранспортные средства, перевозящие опасные грузы, в обязательном порядке подлежат оборудованию устройствами вызова экстренных оперативных служб.

Закон Республики Казахстан «О дорожном движении» в ст. 34. обязывает оснащение находящихся в эксплуатации транспортных средств категорий М и N, используемых для перевозок пассажиров и багажа, а также опасных грузов устройствами вызова экстренных оперативных служб.

Согласно ТР ТС 018/2011 оборудование транспортного средства устройствами вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС) относится к категории изменения конструкции и требует сертификации на безопасность конструкции транспортного средства (СБКТС).

СБКТС выдается по результатам проведения проверки безопасности конструкции транспортного средства (ТС),которая проводится в форме технической экспертизы и/или испытаний в соответствии с Регламентом ТР ТС 018/2011: «Проверка выполнения требований к единичным транспортным средствам перед их выпуском в обращение осуществляется аккредитованной испытательной лабораторией, включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, после идентификации каждого транспортного средства в формах технической экспертизы конструкции, проведения необходимых испытаний и измерений» (п.68 раздела 2 Регламента) с обязательным оформлением протокола технической экспертизы конструкции транспортного средства (ТР ТС 018/2011, п.70, п.п.5). Протокол оформляется по п.п.11-15 и положениям приложения №4 ТР ТС 018/2011, включая проверку устройства вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС ЭВАК) согласно п.5 указанного приложения: «5.1. Транспортные средства категорий M1, не входящие в область применения Правил ЕЭК ООН №№ 94, 95, категории N1, не входящие в область применения Правил ЕЭК ООН № 95 (не оборудованные подушками безопасности), M2, M3, N2 и N3, должны комплектоваться устройством вызова экстренных оперативных служб (далее - устройство), соответствующим требованиям пункта 118 приложения №10 к настоящему техническому регламенту».

При оформлении СБКТС должны быть выполнены требования, установленные ТРТС018/2011 в части УВЭОС, которое должно соответствовать требованиям п.п.16, 17 Приложения №3 1.

Установленное УВЭОС должно быть подтверждено сертификатом на УВЭОС по Приложению №10, п.118 ТР ТС 018/2011, в котором указана форма сертификации – 2с, согласно приложению №19 ТР ТС 018/2011.

В документе об оценке соответствия СБКТСдолжны присутствовать ссылки на указанные протоколы и сертификаты, а также информация о конкретном УВЭОС, установленном на данном ТС (производитель, марка, тип, заводской №, ICCID, IMEI).

Установка УВЭОС как компонента ТС в соответствии с ТР ТС 018/2011 должна производиться специалистами сервисной мастерской.

Документ об оценке соответствия СБКТС, в котором отсутствуют ссылки на перечисленные выше данные, является недействительным и незаконным.

Лица, выдавшие такой документ, подлежат ответственности в установленном Законами Республики Казахстан порядке.

 

1 ПРИЛОЖЕНИЕ №3 к ТР ТС 018/2011

Технические требования в отношении отдельных элементов и свойств объектов технического регулирования для оценки соответствия типов транспортных средств

 

16. Требования к транспортным средствам в отношении установки устройства вызова экстренных оперативных служб

16.1. Транспортные средства категорий M1, не входящие в область применения Правил ЕЭК ООН №№94, 95, N1, не входящие в область применения Правил ЕЭК ООН №95, M2, M3, N2 и N3 должны комплектоваться устройством вызова экстренных оперативных служб (далее - устройство), соответствующим требованиям пункта 118 приложения № 10 к настоящему техническому регламенту.

16.2. Устройство должно обеспечивать:

16.2.1. Передачу сообщения о транспортном средстве, его текущем местоположении, направлении и скорости движения после нажатия кнопки экстренного вызова, а с 1 января 2017 г. - также автоматически при опрокидывании транспортного средства;

16.2.2. Двустороннюю громкую голосовую связь с экстренными оперативными службами через сети подвижной радиотелефонной связи.

16.3. Кнопка вызова экстренных оперативных служб должна устанавливаться в месте, которое находится в зоне прямой видимости с места водителя и сидящего впереди пассажира - мужчин 50-перцентильного уровня репрезентативности (если конструкция транспортного средства предусматривает нахождение сидящего впереди пассажира рядом с местом водителя) и обеспечивает возможность досягаемости ими кнопки вызова без отсоединения ремней безопасности.

16.4. Кнопка вызова экстренных оперативных служб должна иметь защиту от непреднамеренного нажатия механическим способом.

16.5. Кнопка вызова экстренных оперативных служб должна быть обеспечена подсветкой.

16.6. Оптический индикатор состояния устройства красного цвета постоянного (немигающего) свечения, видимый в том числе в светлое время суток, размещается в области прямой видимости с места водителя и сидящего впереди пассажира, удовлетворяющих критериям, установленным пунктом 16.3. Указанный индикатор включается:

 - кратковременно (от 3 до 10 секунд) при подаче электроэнергии на электрическое оборудование транспортного средства при переводе включателя зажигания (пускового переключателя) в положение "включено" (рабочее положение);

 -при возникновении (наличии) неисправности в системе, не позволяющей выполнять требования пункта 16.2, и остается включенным в течение всего времени наличия неисправности при нахождении включателя зажигания (пускового переключателя) в положении "включено" (рабочем положении).

Допускается отсутствие оптического индикатора, удовлетворяющего указанным требованиям, в случае обеспечения возможности подтверждения исправности устройства при каждой подаче электроэнергии на электрическое оборудование транспортного средства при переводе включателя зажигания (пускового переключателя) в положение "включено" (рабочее положение) посредством использования другого оптического индикатора, а также выведения на комбинацию приборов текстового сообщения о неисправности устройства, которое сохраняется в течение всего времени наличия неисправности при нахождении включателя зажигания (пускового переключателя) в положении "включено" (рабочем положении).

16.7. Кнопка вызова экстренных оперативных служб и индикатор состояния устройства должны иметь идентифицирующие их символы. Индикатор состояния устройства может конструктивно совмещаться с кнопкой вызова экстренных оперативных служб.

17. Требования к транспортным средствам в отношении установки системы вызова экстренных оперативных служб 

17.1. Транспортные средства категорий M1, входящие в область применения Правил ЕЭК ООН № 94 и 95, и категории N1, входящие в область применения Правил ЕЭК ООН № 95, должны комплектоваться системой вызова экстренных оперативных служб (далее - система), удовлетворяющей требованиям пунктов 16.2 - 16.7 настоящего приложения, а также пункта 118 приложения № 10 к настоящему техническому регламенту.

17.2. Система должна дополнительно обеспечивать:

17.2.1. Передачу сообщения о транспортном средстве автоматически при срабатывании подушки (подушек) безопасности или по сигналу датчика (датчиков) других компонентов системы пассивной безопасности либо других систем транспортного средства, определяющего (определяющих) уровень замедления транспортного средства при проведении испытаний, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН № 94 и 95 (для транспортных средств, на которые распространяется действие указанных Правил. Для транспортных средств категории N1 вместо испытаний по Правилам ЕЭК ООН № 94 проводятся испытания по Правилам ЕЭК ООН № 12);

17.2.2. После проведения указанных в пункте 17.2.1 испытаний сохранение работоспособности и двустороннюю голосовую связь с экстренными оперативными службами.

17.3. В целях выполнения требований пункта 17.2.1 транспортные средства должны оснащаться, по меньшей мере, подушкой безопасности водителя.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №6 ТР ТС 018/2011 (выдержки)

Дополнительные требования к специализированным и специальным транспортным средствам

2.5. Требования к транспортным средствам для перевозки опасных грузов

2.5.1. Конструкция транспортных средств для перевозки опасных грузов должна соответствовать Правилам ЕЭК ООН № 105-04.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №8 к ТР ТС 018/2011 (выдержки)

Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации

 

20. Дополнительные требования к транспортным средствам для перевозки опасных грузов

20.9. Электрические цепи на транспортных средствах для перевозки опасных грузов (кроме цепей аккумуляторная батарея – система холодного пуска и остановки двигателя; аккумуляторная батарея – генератор; генератор – блок плавких предохранителей или выключателей; аккумуляторная батарея – стартер двигателя; аккумуляторная батарея – корпус системы включения износостойкой тормозной системы; аккумуляторная батарея – электрический механизм для подъема оси балансира тележки) должны быть защищены плавкими предохранителями промышленного изготовления или автоматическими выключателями.

20.10. На транспортном средстве должны иметься элементы защиты от случайного срабатывания, а также обозначение выключателя для отсоединения аккумуляторной батареи от электрооборудования транспортного средства.

20.14. Не допускается:

20.14.15. Демонтаж или неработоспособное состояние выключателя для отсоединения аккумуляторной батареи от электрооборудования транспортного средства, а также его приводов прямого или дистанционного из кабины водителя и снаружи транспортного средства;

 

6
5
4
3
2
1